3В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Многие дети имеют нарушения речи, задержку в психическом развитии - это дети с ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, при выполнении заданий у них возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное дыхание; проявляются нарушения общей моторики особенно во время выполнения основных видов движения: лазания, прыжков, метания. У таких детей слабо развита эмоционально - волевая сфера, что проявляется в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, негативизме, раздражительности или, наоборот, апатичности.


Нарушение речевого дефекта параллельно приводит и к ярко выраженным изменениям основных показателей психического развития ребенка. Патология в психической сфере, прежде всего, проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Таким детям свойственно неумение слушать, низкий уровень восприятия, слабая концентрация внимания
Главное направление работы нашего отделения– создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, физиологических, психических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способности к адаптации в социуме.
Среди многих факторов, оказывающих положительное влияние на здоровье детей, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованная двигательная активность, при этом используются физические упражнения не просто для укрепления здоровья и развития двигательных навыков, но и ставятся цели восстановления умственной работоспособности, снятие нервно-эмоциональных нагрузок и благотворное воздействие на психическое развитие ребенка.
Для успешной реализации поставленных задач у нас имеется игровое спортивное оборудование, мягкие модули, тактильные дорожки, мячи, нейроскакалки, гимнастические палки, обручи. Имеется оборудование для релаксации: сенсорный уголок «Трио», кресло-подушка музыкальная.
Игровые упражнения, ходьба по тактильным дорожкам, логоритмическая гимнастика, упражнения с гимнастическими палками, мячом, нейроскакалками и релаксация, позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день.
Режим двигательной активности детей включает:
- гимнастику для стимуляции развития речевых центров, которая представляет собой систему физических упражнений, основу их со¬ставляют элементы логоритмики — движения, сочетающиеся с речевым сопровождением (звуком, фразой, стихами) и способствующие развитию речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков;
- динамические паузы на занятиях и в перерыве между ними, необходимые для сокращения пребывания детей в статическом режиме и предупреждению психического утомления; содержанием их являются несложные упражнения коррекционной направленности, на развитие мелкой моторики.
- упражнения для формирования правильной осанки и укрепления свода стопы в сочетании с ходьбой по тактильным дорожкам, укрепления основных дыхательных мышц, развития мелкой моторики и зрительно-пространственной координации.
- подвижные игры просто необходимы детям с ОВЗ - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечнососудистую систему, способствуют насыщению клеток организма кислородом, повышая активность головного мозга, учат ребенка концентрации и вниманию.
Разнообразие игрового спортивного оборудования в отделении позволяет обогатить содержание занятий и вызвать у детей интерес к двигательной активности.
Социальный педагог Т.А. Лаёва.

4

5