1Опыт работы показывает, что поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а следовательно, всей познавательной деятельности в целом.
Формирование математических представлений невозможно без развития сенсомоторных функций ребенка, его ориентировки в окружающем пространстве, речевых навыков и т.д.


Детям с ОВЗ свойственны познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, а также несформированная произвольная деятельность и самоконтроль. Отмечается отсутствие интереса к выполнению математических заданий, не целенаправленность действий, низкий уровень самостоятельности, недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий.
Знания, полученные в занимательной форме, в форме игры усваиваются детьми с особенностями в развитии быстрее, прочнее и легче чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными упражнениями». При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения. Используя в коррекционно-развивающей работе множество дидактических игр по формированию и развитию математических представлений, с их помощью уточняю и закрепляю представления о геометрических формах, временных и пространственных отношениях, числах, об отношениях между ними.
На одном из занятий предлагаю детям от трех до пяти разных заданий, это поддерживает активность детей и предупреждает их утомление. Точное усвоение знаний обеспечивается повторением изучаемого материала. Главным условием является то, чтобы повторение заданий происходило в новых ситуациях, при смене наглядного материала, варьировании приемов работы. Это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более точными и обобщенными.
Работа по развитию элементарных математических представлений у детей с ОВЗ включает: формирование познавательного интереса к деятельности с математическим содержанием; развитие познавательных процессов во взаимосвязи с развитием и коррекцией речи, развитие математических способностей, с учетом психо-физических особенностей детей; выбор принципов, методов и содержания работы в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей; построение предметно-развивающей среды способствующей формированию и развитию математических представлений в доступных и значимых для каждого ребенка видах деятельности; поэтапное математическое развитие в предметно-практической, игровой и речевой деятельности.

Социальный педагог Т.А. Лаёва

 

23456