1Говоря о двигательной активности, специалисты используют термины "крупная моторика" и "мелкая моторика".
Когда мы учим перемещаться ребенка в пространстве, подниматься с кровати или ложиться, садиться или вставать, когда мы побуждаем его куда-то пойти, дотянуться до какой-нибудь высокой полки или, скажем, прокатиться на велосипеде - мы занимаемся развитием крупной моторики.
Но ведь шевельнув пальцами рук, мы тоже изменяем свое положение в пространстве! Раз положение тела хоть сколько-нибудь изменилось, значит, мозг, нервная система, суставы, сухожилия и мышцы сделали свое дело, и в результате такой моторной деятельности мы, например, взяли в руку карандаш, вдели нитку в иголку, перевернули страницу книги. При этом, кроме крупных мышц, позволяющих нам удерживать вертикальную позу, мы использовали мелкие мышцы рук.


Разделение на крупную и мелкую моторику весьма условно, так как мелкие движения развиваются на базе крупных.
Чтобы способствовать общему развитию и укреплению организма детей, полезно применять физические упражнения, которые благотворно действуют на центральную нервную систему. В результате их влияния у детей образуется много новых условных рефлексов; они становятся активнее, внимательнее; улучшается согласованность (координация) движений; создается бодрое, радостное настроение.
Двигательная активность, физические упражнения, игры развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка
Игры для развития костно-мышечной чувствительности у детей с ограниченными возможностям
Для развития костно-мышечной (глубинной) чувствительности, или ощущения собственного тела в пространстве, полезно много двигаться, перемещаться в кроватке, в квартире, на улице. Полезно брать ребенка на руки, носить его, качать, слегка подбрасывать. Можно носить его в рюкзачке «кенгуру» или привязывать к себе большим платком, как это делают женщины восточных стран.
Когда малыш подрастет, можно предложить ему залезать на стулья, скамейки, лесенки, спрыгивать с дивана, табуретки, залезать в коробку, чтобы он чувствовал своим телом ее стенки.
На прогулке полезно бегать, ходить по наклонным поверхностям, забираться и съезжать с горки, кататься на качелях, играть в подвижные игры. При этом обязательно называйте месторасположение: «впереди», «сзади», «вверху», «внизу», «далеко», «близко», «рядом», «низко», «высоко» и т.п.
Используйте в речи предлоги, в виде игры просите ребенка залезть «на» лавочку, «под» лавочку. Летом можно играть в воде, брызгаться в жаркую погоду, бегать босиком по ровному асфальту, камушкам и травке, зимой обращать внимание на пушистый или хрустящий снег.
Называйте определения «тяжелый» и «легкий», давайте ребенку играть с пустой и полной воды бутылкой, каучуковым и теннисным шариками, пластмассовыми и деревянными кубиками. Можно утяжелить пластмассовый шарик или кеглю, засыпав внутрь соль через маленькую дырочку.
Очень полезно выполнять упражнения ползания. Они способствуют улучшению взаимодействия между полушариями, необходимого для развития логического мышления, речи, планирования действий, регуляции поведения.
Чем больше движений совершает ребенок, тем лучше у него развивается кора головного мозга, управляющая всей жизненной деятельностью. Посредством движений ребенок познает окружающий мир, у него вырабатываются и совершенствуются двигательные навыки, формируется психика.

Социальный педагог Т.А.Лаёва

234567