5В отделении реабилитации детей и подростков с ОВЗ оказывается логопедическая помощь детям с речевыми расстройствами (алалия; дизартрия; дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой и др.). Для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики, необходим и логопедический массаж.
Логопедический массаж — это совокупность механических приемов, при котором изменяется состояние кровеносных сосудов, нервов и тканей дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного отделов. Множественные исследования доказывают, что под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сократительная функция и работоспособность мышц, поэтому игнорировать данный метод не следует.
Ограничениями для проведения массажа являются: воспалительные кожные заболевания, инфицированные раны; острые респираторные заболевания, ангины; аллергические реакции; заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит.
Продолжительность одной процедуры может зависеть от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, личностных особенностей. Время проведения первых сеансов составляет от 1 до 6 минут, а конечная – от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж делают до 10 минут, в младшем дошкольном до 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте до 25 минут.


В логопедической практике применяются такие виды массажа, как:
• дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий). Основан на приемах классического массажа;
• массаж биологически активных точек. Выполняется с помощью логопедических зондов, шпателя;
• самомассаж.
Таким образом, дифференцированное применение различных приемов логопедического массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.
Логопедический массаж дает быстрые результаты совместно с постановкой звука.

Логопед Меренчук К.С.