В отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в семейной мастерской «Родничок», с целью улучшения детско-родительских отношений и формирования навыков эффективного взаимодействия между взрослыми членами семьи и ребенком разобрали темы: «Тело как зеркало души» и «Почему мой ребенок злой?».
Родители получили консультативную помощь, познакомившись с причинами появления детской агрессии, путями и методами преодоления агрессивного поведения детей. Узнали о связи эмоциональных проблем и физического самочувствия ребенка, ведь детские годы являются тем начальным этапом, когда малыши начинают копировать своих родителей и друзей, пробуя новые модели поведения.
Агрессия у детей является своеобразной моделью поведения, которая закрепляется на долгие годы, если они достигают своих целей. К примеру, если ребенок хотел получить чужую игрушку и ему это удалось сделать путем проявления агрессии, тогда у него возникнет ассоциация: агрессия – это хорошо, она помогает достичь желаемого. Обычно агрессия у детей является формой выражения своего негодования на факторы, которые возникают в окружающем мире. Ребенок либо словесно может выражать свои эмоции, либо на уровне поступков (плакать, драться и т. д.). Все дети пробуют агрессивное поведение как модель поведения. В последующем агрессивность у одних детей становится качеством характера, которое они постоянно проявляют, а у других – лишь реакцией на жестокость окружающего мира.
Пока родители и педагоги обсуждали консультацию, дети рисовали на тему «Мой лучший друг», «Мое любимое животное». Затем обсудив рисунки, все приняли участие в разборе чувств и эмоциональных состояний, связанных с ними - заполнив «Таблицу чувств».
В итоге пришли к выводу, что для эффективного общения с агрессивным ребенком, взрослому необходимо обладать следующими навыками: говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», «Я - сообщений»; «активно слушать» внутренний мир ребенка, мир его чувств; не оценивать личность ребенка, а говорить о его нежелательных действиях; видеть в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения; учить навыкам саморегуляции своего эмоционального состояния.
Социальный педагог Т.А.Лаёва