С 1 января 2015 года вступает в силу новый федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Подготовка к работе по новым правилам идет сегодня во всех учреждениях, подведомственных министерству труда и социальной защиты населения.
Как отмечает министр труда и социальной защиты населения Ставропольского края Иван Ульянченко.
- Новый закон направлен на дальнейшее повышение эффективности и качества услуг в сфере социальной защиты населения. В настоящее время министерством ведется работа по приведению краевой нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере социального обслуживания населения края, в соответствие с этим законом. В результате, принято 13 нормативных правовых актов, 7 – находятся на согласовании в установленном порядке и один проект закона уже завтра (30 октября) будет рассмотрен на заседании Думы Ставропольского края. В оставшееся до нового года время для нас важно разъяснять все новые положения закона специалистам сферы социального обслуживания, а также наладить взаимодействие с гражданами получателями услуг, чтобы снять все вопросы, связанные со вступлением закона в силу.
Для специалистов отрасли новизна заключается, в первую очередь, в том, что реализация нового закона предполагает комплексный подход при оказании социальной помощи. К примеру, будет предусмотрена профилактика социального обслуживания, чтобы предупредить попадание человека в трудную жизненную ситуацию.
Кстати, понятие «трудная жизненная ситуация», которое ранее широко применялось в практике социального обслуживания, в новом законе отсутствует. Вместо него вводится понятие «нуждаемость в социальном обслуживании».
Еще одна новая для специалистов норма закона – разработка для нуждающихся в социальном обслуживании индивидуальной программы, которая поможет решить возникшие проблемы, и в которой будут определены: форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг и т.д.


Из важных для населения особенностей нового закона стоит отметить введение заявительной системы, то есть теперь предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя.
При этом новый закон даст каждому гражданину, нуждающемуся в помощи, право самостоятельно выбрать организацию-поставщика услуг. Для этого в крае будет сформирован реестр поставщиков социальных услуг, в него войдут как государственные, так и негосударственные организации.
Перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг будет входить в индивидуальную программу гражданина, как и мероприятия по введенному новым законом социальному сопровождению, предполагающему содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.
Также для населения будет интересно то, что в новом законе значительно расширены виды социальных услуг, предоставляемых их получателям. Наряду с традиционными услугами, такими, как: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые, добавились социально-педагогические, социально-трудовые, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
Кроме того, отдельным положением введена независимая оценка качества социальных услуг, оказываемых поставщиками социальных услуг. Такая оценка уже два года проводится Общественным советом, созданным при министерстве труда и социальной защиты. А с нового года сбор, обобщение, анализ информации о качестве социальных услуг, помимо Общественного совета, будет производить оператор независимой оценки – организация, которая будет определяться на конкурсной основе.

ПОДХОД К ОКАЗАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СТАНЕТ КОМПЛЕКСНЫМ

Новым федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 января 2015 года, помимо тех социальных услуг, которые оказываются населению сегодня, предусмотрен и ряд услуг по профилактике социального неблагополучия.
Цель нововведения - предупредить попадание человека в трудную жизненную ситуацию.
Для реализации превентивных мер вводятся новые виды услуг - социально-педагогические, социально-трудовые и услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельно.
В связи с введением комплексного подхода к оказанию социальной помощи вместо понятия «трудная жизненная ситуация» законом вводится понятие «нуждаемость в социальном обслуживании».
Соответственно меняется и определение нуждаемости в социальных услугах. По новому закону гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании не по возрасту или состоянию здоровья, как это было прежде, а в случае наличия у него обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.
Изменяются и другие привычные понятия – «социальная служба» и «клиент социальной службы». Вместо них вводятся понятия - «поставщик социальных услуг» и «получатель социальных услуг».
В настоящее время министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края разработан проект краевого закона, которым утверждается перечень социальных услуг, предоставляемых населению края в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания, а также на дому. В перечень вошли 90 наименований социальных услуг - практически все действующие сегодня социальные услуги плюс те, что вводятся новым законом.
Как отметил министр труда и социальной защиты Иван Ульянченко, представляя законопроект на заседании правительства края, - значительное расширение видов социальных услуг и введение превентивных мер будет способствовать повышению степени социальной защищенности населения Ставропольского края и росту удовлетворенности граждан теми или иными услугами.

Справочно:

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или инвалидности;
2) наличие в семье инвалида (в том числе ребенка-инвалида), нуждающегося в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка (в том числе находящегося под опекой, попечительством), испытывающего трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, а также отсутствие попечения над ними;
5) существование в семье насилия, внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами, имеющими наркотическую или алкогольную зависимость, пристрастие к азартным играм либо страдающим психическими расстройствами;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизни

С нового года получателей бесплатных социальных услуг в крае станет больше

С 1 января 2015 года вступает в силу новый закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который внедряет в эту сферу современные правила и нормы.
В настоящее время краевым министерством труда и социальной защиты ведется работа по формированию нормативной базы, которая будет регламентировать предоставление населению края социальных услуг в соответствии с требованиями этого закона.
В частности ведомством разработан проект краевого закона «О размере предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг».
30 октября законопроект принят Думой Ставропольского края.
Представляя документ парламентариям, министр труда и социальной защиты Иван Ульянченко отметил:
- Сегодня в крае социальные услуги получают порядка сорока тысяч человек, при этом бесплатно – только пять тысяч человек. После принятия нового закона число тех, кто получает услуги бесплатно, увеличится, и, по предварительным подсчетам составит около 23 тысяч человек.
Данное увеличение произойдет за счет того, что на федеральном уровне меняется подход к вопросу оплаты социальных услуг, и теперь он будет выстраиваться не за счет финансовых возможностей регионов, а зависеть от доходов граждан.
Краевым законом размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно установлен равным полуторной величине прожиточного минимума.