Некоторые дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, отличаются нервной истощаемостью, замкнутость, вспыльчивостью, агрессивностью, гиперактивностью. Эти особенности затрудняют процесс межличностного взаимодействия ребят.
Отношение ребенка к сверстнику можно увидеть в различных видах деятельности. Особое внимание необходимо обратить на игровую деятельность. Именно игровая деятельность способствует формированию межличностных отношений и общению между сверстниками.
В своей практике я использую систему игр, направленных на формирование доброжелательного отношения у дошкольников. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
Первый этап – это общение без слов. Главной целью этого этапа является переход к непосредственному общению. Общее правило для всех игр этого этапа - запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обменяться при обращении.


Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание. Для этого нужно предложить задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе игр ребенок должен максимально сосредоточиться на сверстнике.
Основная задача следующего этапа – научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Правила на этом этапе задаются таким образом, что для достижения определенной цели участники должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам и умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей.
Четвертый этап состоит из игр, направленных на переживание общих эмоций. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга.
Игры пятого этапа требуют от детей сопереживания, дают им возможность помочь и поддержать сверстника.
После того как дети прошли через игры и занятия предыдущих этапов, в группе преобладает дружелюбная атмосфера, можно переходить к шестому этапу, состоящий из игр, направленных на словесное выражение своего отношения к сверстнику.
На последнем седьмом этапе проводятся игры-занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности.
Такая система работы способствует развитию дружеских взаимоотношений. Зачастую дети стремятся, но не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера. Наша задача помочь детям приобрести этот опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни.
Педагог-психолог Зинченко А.С.