Ранний детский аутизм (РДА) представляет собой группу расстройств, которая характеризуется нарушением психического развития, аутистической формой поведения и общения, стереотипиями (устойчивыми бесцельными повторениями движений, слов и фраз), расстройствами речи и моторики, что, в свою очередь, приводит к социальной дезадаптации.
Причина аутизма до сих пор остается неизвестной, но существующие данные указывают на роль генов, возможно, в сочетании с факторами, влияющими на внутриутробное развитие.
Как понять, что у ребёнка аутизм? Принято выделять группы развития синдрома раннего детского аутизма. Для каждой характерен определённый способ отгораживания от внешнего мира.
- Полная отрешённость от происходящего вокруг. Такие дети стараются минимизировать соприкосновения с окружающим миром, вплоть до избегания витальных (жизненно важные, органические потребности )потребностей. Не устанавливают визуальный контакт и тяжело переносят телесный.
- Активное отвержение окружающей среды. Здесь речь идёт не об отрешенности, а об избирательности в контактах с внешним миром. Это может касаться людей, еды, одежды и т.д. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий.
- Захваченность аутистическими интересами. Дети предпочитают скрыться от окружающего мира в своих интересах, но занятия носят стереотипный и цикличный характер, а не познавательный.
- Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Это наиболее лёгкий вариант проявления аутизма. Основной чертой выступает повышенная уязвимость таких детей, избегание отношений и чувствительность к чужой оценке.
Симптомы аутизма можно разделить на две большие группы.
1. Симптомы, проявляющиеся в постоянном дефиците социальной коммуникации в разных контекстах: дефицит социально-эмоционального взаимодействия, невербального коммуникативного проявления и дефицит в понимании и поддержании взаимодействия с людьми. Это проявляется в неспособности разделять чужие интересы и эмоции, невозможности удерживать зрительный контакт, а также отсутствии интереса к другим людям.
2. Симптомы, характеризующиеся стереотипиями в интересах, деятельности и поведении. Так, дети повторяют простые моторные действия, испытывают стресс от малейших изменений и не проявляют гибкость в отклонении от ритуалов, имеют фиксированные интересы.
Таким образом, аутизм — это расстройство, которое характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, трудностями в восприятии чего-то нового, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.
В отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ведется коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра. В коррекционной работе учитывается уровень и характер особенностей данного ре¬бенка, его индивидуальные возможности. С этой целью для каждого ребенка состав-ляется индивидуальный план занятий.
Коррекционная работа с аутичными детьми проводится в трёх основных направлениях, среди которых одно может оказаться приоритетным:
1.Развитие ощущений и восприятия, зрительно- моторной координации.
2.Развитие навыков самообслуживания.
2.Развитие речи и коммуникативных склонностей.
Для наиболее эффективного взаимодействия с детьми с аутизмом рекомендуется использовать правило пяти «не»:
- Не говорите громко;
- Не делайте резких движений;
- Не смотрите пристально в глаза ребёнку;
- Не обращайтесь прямо к ребенку;
- Не будьте слишком активным и навязчивым.
Советы родителям:
1. Будете последовательны в действиях. Соблюдение единства требований дома и на занятиях со специалистами влияет на успех ребёнка.
2. Сделайте жизнь ребёнка понятной для него и предсказуемой. Для того, чтобы ребёнок чувствовал себя спокойно, необходимо составить расписание и чётко ему следовать. В случае изменения привычного плана нужно заранее подготовить к этому ребёнка.
3. Хвалите ребёнка за хорошее поведение. Поощряйте его сразу, как только он выполняет инструкцию или применяет новый навык. Эмоциональная награда поможет быстрее сформировать у ребёнка нужное поведение.
4. Создайте ребёнку его личную зону, где он сможет побыть один.
5. Изучите сенсорные особенности ребёнка. Выясните, какие звуки неприятны вашему ребенку, а какие наоборот его успокаивает. Зная это, можно предотвратить негативные реакции.
Социальный педагог Т.А. Лаёва