Социальный интеллект является важной характеристикой личности, определяющей успешность взаимодействия человека с другими людьми. Основная сущность социального интеллекта состоит в том, что человек способен интерпретировать и прогнозировать как поведение партнера по общению, так и свое собственное поведение. Эта способность к интерпретации и прогнозу позволяет регулировать процесс общения и взаимодействия, делать его более продуктивным.
У детей с ограниченными возможностями развитие психики и эмоций идет не так, как обычно. Отмечаются недоразвитие эмоций, их незрелость, а также малая связь чувств с разумом. Чем выраженее дефект развития у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, тем менее дифференцированы эмоции, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т.п.


В коррекционно — воспитательной работе с детьми с ОВЗ (в частности с умственной отсталостью и задержкой психического развития) учет эмоционального компонента очень важен. Большинству из детей доступны простые эмоции, такие как страх, радость, удовольствие, гнев, но обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызывающей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, также встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.
Необходимо учитывать и состояние волевой сферы детей с ОВЗ. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, такие дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаем подражание и импульсивные поступки.
Из-за не посильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.
Именно коррекции развития эмоционально-волевой сферы и социального интеллекта детей с ОВЗ уделяется особое внимание в процессе коррекционно-развивающих занятий с психологом.
Каждое занятие включает в себя следующие задачи:
- способствовать осознанию ребенком себя как личности;
- способствовать формированию адекватной самооценки ребенка;
- развивать навыки совместной деятельности в коллективе;
- развивать способность понимать и выражать эмоциональные состояния;
- развивать самоконтроль.
По итогу занятий у детей формируются следующие результаты:
- ребенок учится рассказывать о себе и своем социальном окружении;
- знает о собственных индивидуальных особенностях и особенностях своих сверстников;
- учится понимать и описывать свои чувства и желания;
- способен выражать эмоциональные состояния различными способами и контролировать реакции;
- учится устанавливать связь между эмоциональным состоянием и событием ему предшествующем;
- учится взаимодействовать с коллективом.
Педагог-психолог:
Зинченко А.С.