Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов. Важной частью речи является дыхание.
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, улучшает психофизическое развитие детей.
Физиологическое дыхание у детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.
Перед началом работы необходимо обследовать детей у педиатра, невролога, отоларинголога, чтобы получить заключение о проходимости носовых ходов и состояния слизистой оболочки. Дети с острыми респираторными заболеваниями, ринитом, аденоидами не могут быть включены в такую работу.


Целесообразно применять дыхательную гимнастику, которая влияет не только на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике и лечению заболеваний лор-органов, увеличиваются резервные возможности дыхания – жизненная емкость легких, бронхиальная проходимость.
Дыхательные упражнения выполняют по 3-4 минуты, соблюдая следующие требования:
– выполнять упражнения в хорошо проветриваемом помещении;
– заниматься до еды;
– заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
– дозировать количество и темп проведения упражнений;
– во время выполнения упражнений не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе; после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды;
– воздух набирать через нос;
– выдох должен быть длительным и плавным;
– необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками), губы слегка вперед. Упражнения проводятся в игровой форме .

Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха:

 

«Чайник закипел», «Шторм в стакане».
В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения.
В стакан с водой вставьте трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку
выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит,
еще усиливаем выдох- вода бурлит.

 

«Игрушки»
Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную воздушную
струю.

 

«Кораблик»
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку
с водой.

 

«Султанчик», «Сдуй ватку», «Забей гол».
Эти упражнения могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку
языком, чтобы воздух проходил по середине языка. Дыхание остается прежним:
вдыхаем через нос - выдох делаем через рот, не поднимая плеч.

 

Логопед:
Меренчук К.С.