1. Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной (телефонной) зависимости легче, нежели потом с ней бороться.

2. Постоянно проявляйте внимание к развитию интересов и склонностей подростка. Поощряйте его творческие начинания. Составьте список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.).

3. Культивируйте чувства семейной, коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) – повод и основание ухода в виртуальный мир.

4. Не идите путем насилия и ввода строгих запретов и ограничений, так как если ребенок серьезно «завис», то резкое отлучение может привести к кардинальным поступкам (попытке суицида, уходу из дома, и т.п.).

5. Настройтесь преодолевать болезненное состояние с учетом индивидуальной ситуации и личностных особенностей ребенка.

Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».

6. Расскажите о пользе, которую можно извлечь из использования компьютера (телефона).

7. Старайтесь «стрелялки» и «бродилки» заменять играми, которые развивают логическое мышление.

8. Установите небольшое ограничение режима пребывания за компьютером (телефоном). В случае, если сокращать время постепенно удается, то идите этим путем до установления нормы.

9. Показывайте личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом (например, если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то и сам отец должен соблюдать время и не играть по три-четыре часа).

10. Предложите другие возможности времяпрепровождения. У ребенка (подростка) должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером (телефоном).

12. Необходимо проводить профилактические меры по предупреждению компьютерной (телефонной) зависимостей у детей и подростков на уровне семьи и школы. Родители и учителя помогают ребенку освоить реальный мир. Важно, чтобы они же обучили детей «правилам безопасности» в виртуальном мире.

6. Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и однобокость переживаний в режиме on-line.

Если ребенок (подросток) уже склонен к компьютерной (телефонной) зависимости, он может проводить за компьютером (телефоном) 1 час в будний день и 1,5 часа – в выходной, но обязательно с перерывами.

Социальный педагог Т.А. Лаёва