Утверждено
приказом директора
ГБУСО «Андроповский ЦСОН»
от 29.11.2016г. № 345
Положение
об отделении реабилитации детей и подростков
с ограниченными возможностями здоровья государственного
бюджетного учреждения социального обслуживания «Андроповский
центр социального обслуживания населения»
1. Общие положения
1.1. Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья является структурным подразделением государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Андроповский центр социального обслуживания населения" (далее соответственно - отделение, Центр).
1.2. Отделение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 28.12.2013г. №442-ФЗ « Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ставропольского края, нормативными правовыми актами министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, национальными стандартами Российской Федерации, Уставом Центра, приказами директора и настоящим Положением.
1.3. Отделение создано для осуществления социальной реабилитации и (или) абилитации детей-инвалидов, детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии III-IVгруппы здоровья в возрасте до 18 лет и семей, в которых дети воспитываются.
1.4.Для размещения отделения выделяются специальные помещения, которые соответствуют условиям, необходимым для реализации целей и задач отделения и располагают всеми видами коммунального благоустройства, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам и противопожарным требованиям.
1.5. Помещения задействуются для проведения психокоррекционной работы, игротерапии, для проведения реабилитационной работы с детьми с учетом состояния их здоровья.
1.6. Персонал отделения состоит из заведующего отделением и специалистов (социального педагога и психолога).
Каждый специалист, в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к его должности должны иметь образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на них обязанностей, они должны иметь действующую медицинскую книжку установленной формы, служебные удостоверения
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все работники отделения должны обладать высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности.
1.7. Предоставление социальных услуг должно осуществляться в полном объеме, своевременном удовлетворении нужд и потребностей всех получателей социальных услуг в решении их социально-психологических, социально-правовых и социально-педагогических проблем.
1.8. Руководство отделением, осуществляет заведующий, который контролирует работу специалистов.
1.9. Администрация Центра осуществляет координацию деятельности отделения и оказывает ему организационно-методическую и практическую помощь, а также осуществляет контроль над его деятельностью.
1.10. Отделение создается, реорганизуется и ликвидируется решением директора Центра по согласованию с министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края.
2. Цель и основные задачи деятельности отделения
2.1. Основной целью деятельности отделения является оказание детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 месяцев до 18 лет квалифицированной социальной помощи, обеспечение их максимально полной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, обучение труду, а также интеграции в общество.
2.2. Основными задачами отделения являются:
выявление в Андроповском районе детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в семьях; создание базы данных о таких детях и подростках;
сбор информации об исходном уровне физического и психического здоровья детей и подростков, о реабилитационном потенциале, сведений о семье;
разработка индивидуальных программ предоставления социальных услуг с учетом индивидуальных программ реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых специализированными педиатрическими бюро медико-социальной экспертизы (далее соответственно – МСЭ), и рекомендаций органов здравоохранения;
разработка и реализация перечня мероприятий по социальной реабилитации или абилитации ребенка-инвалида;
реализация мероприятий индивидуальных программ предоставления социальных услуг, разработанных в Центре;
осуществление координации выполнения индивидуальных программ предоставления социальных услуг, разработанных в Центре, контроль эффективности проводимых реабилитационных мероприятий, своевременное внесение необходимых корректив;
оказание помощи семьям, воспитывающим детей и подростков, в вопросах их реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях;
организация работы с семьями, воспитывающими детей и подростков, направленной на создание среды для общения;
повышение квалификации специалистов отделения;
осуществление анализа деятельности отделения, подготовка методических и информационных материалов по результатам деятельности отделения.
3. Организация деятельности отделения
3.1. Постановка на учет в отделение и предоставление услуг производится на основании письменного заявления законного представителя получателя социальных услуг и документов, подтверждающих право на получение услуг (обследование материально-бытового положения семьи с составлением акта обследования).
3.2. Граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании на основании следующих документов;
1) заявление о предоставлении социальных услуг;
2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя или законного представителя;
3) документ, подтверждающий полномочия законного представителя;
4) свидетельство о рождении ребенка или паспорт ребенка, достигшего возраста 14 лет;
5) копия документа, подтверждающего законность пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.
1) дети-инвалиды и члены их семей;
2) дети-инвалиды;
3) дети с ограниченными возможностями здоровья.
3.4. При необходимости, специалистами отделения, социальные услуги предоставляются следующим категориям детей:
1) дети (в том числе находящиеся под опекой, попечительством), испытывающие трудности в социальной адаптации, и члены их семей;
2) дети из семей с наличием внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличием насилия в семье, и члены их семей;
3) дети, находящиеся в социально опасном положении, и члены их семей;
4) дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
3.5. Дополнительно, в зависимости от категории обратившихся, предоставляются:
3.5.1. Для детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе:
1) справка МСЭ ребенка-инвалида;
2) индивидуальная программа реабилитации или абилитации (далее – ИПРА) ребенка-инвалида.
3.5.2. При наличии в семье, воспитывающей ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, членов семьи, нуждающихся в получении психолого-педагогической помощи и обучении навыкам взаимодействия с ребенком-инвалидом, на обслуживание принимаются члены семьи на основании следующих документов:
3.5.3. Для детей-инвалидов:
1) справка МСЭ ребенка-инвалида;
2) ИПРА ребенка-инвалида.
3.5.4. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (один из следующих документов):
1) справка об отнесении ребенка к IIIили IVгруппам здоровья, выданная медицинской организацией;
2) заключение краевой или территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
3.5.5. Для детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации, и членов их семей (один из следующих документов):
1) ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) копия постановления об установлении над ребенком опеки (попечительства), принятого органом местного самоуправления (для детей, находящихся под опекой, попечительством);
3) заключение краевой или территориальной психолого-медико-педагогической комиссии либо психолого-педагогическую характеристику из образовательной организации либо заключение психолога, социального педагога или логопеда образовательной организации о том, что ребенок испытывает трудности в социальной адаптации.
3.5.6. Для детей из семей с наличием внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличием насилия в семье, и членов их семей:
1) документы, подтверждающие наличие внутрисемейного конфликта.
3.5.7. Для детей, находящихся в социально опасном положении, и членов их семей (один из следующих документов):
1) ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального района (городского округа) Ставропольского края о признании несовершеннолетних и семей, в которых они проживают, находящимися в социально опасном положении;
3) акт материально-бытового обследования условий проживания семьи.
3.5.8. Для иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (один из следующих документов):
1) справка о признании семьи несовершеннолетнего малоимущей, выданная органом труда и социальной защиты населения администрации муниципального района или городского округа по месту жительства;
2) акт материально-бытового обследования условий проживания семьи;
3) документы, свидетельствующие о том, что заявитель (законный представитель) является пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Документы, срок действия которых истек, обновляются родителями (законными представителями) детей и подростков.
На детей и подростков, взятых на обслуживание, оформляется личное дело, которое формируется из вышеперечисленных документов (либо их копий), а также из индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
3.6. Социальные услуги предоставляются бесплатно гражданам из числа признанных нуждающимися в социальном обслуживании:
1) несовершеннолетним детям;
2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
3) лицам, у которых среднедушевой доход ниже или равен полуторной величине прожиточного минимума, установленного в Ставропольском крае по основным социально-демографическим группам населения на дату обращения за предоставлением социальных услуг.
3.7. Дополнительные услуги, не входящие в Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ставропольском крае, с изменениями внесенными Законом Ставропольского края от 09 ноября 2016г. № 102 к-з «О внесении изменений в Закон Ставропольского края от 09.12.2014 № 114-кз «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ставропольском крае», предоставляются за плату.
3.8. Принятие детей и подростков на обслуживание осуществляется приказом директора Центра, который может утверждать список детей, принятых на обслуживание в один временной период.
3.9. Дети и подростки с заболеваниями, требующими постоянного постороннего ухода, а также дети и подростки в возрасте до трех лет обслуживаются в присутствии родителей (законных представителей).
3.10. В случае необходимости обслуживания ребенка одновременно и в полустационарной и в надомной формах социального обслуживания, составляются две ИППСУ для каждой формы социального обслуживания отдельно.
3.11. Гражданин (его законный представитель) имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в ИППСУ.
3.12.Снятие с обслуживания детей и подростков, а также семей, в которых они воспитываются, осуществляется в следующих случаях:
по решению Консилиума в связи с окончанием курса реабилитации;
по заявлению родителей (законных представителей).
По завершении реализации ИППСУ получатель социальных услуг снимается с обслуживания приказом директора. Группы получателей социальных услуг, завершивших реализацию ИППСУ одновременно, снимаются с обслуживания одним приказом.
3.13. По окончании реализации ИППСУ заполняется заключение о выполнении ИППСУ, составляется акт сдачи-приемки оказанных услуг (да-
лее – акт) в двух экземплярах. Один экземпляр акта передается заявителю (законному представителю), второй экземпляр остается в личном деле получателя социальных услуг.
Договор, ИППСУ и акт должны быть синхронизированы по срокам.
3.14.Снятие обслуживаемых с учета, осуществляется в следующих случаях:
несвоевременное обновление документов, подтверждающих нуждаемость в социальном обслуживании;
достижение ребенком возраста 18 лет;
смерть получателя социальных услуг.
3.15. Оказание услуг осуществляется в соответствии с графиком.
3.16. Учет предоставляемых социальных услуг осуществляется каждым специалистом отделения в Журналах учета социальных услуг, при социально - педагогическом патронаже – в тетради посещения, с указанием даты оказания услуги и заверяется подписью получателя социальных услуг (законного представителя) и специалиста.
3.17. Курс комплексной реабилитации ребенка составляет от одного до трех месяцев не чаще двух раз в год. Срок реабилитации каждого ребенка определяется на основании рекомендаций индивидуальных программ реабилитации ребенка-инвалида, разработанных МСЭ.
После окончания курса комплексной реабилитации по рекомендации специалистов и по решению заведующего ребенок может получать отдельные услуги при отсутствии очередности на обслуживание.
После окончания курса комплексной реабилитации семья может быть переведена на патронажное обслуживание, в ходе которого специалисты отслеживают динамику развития ребенка, оказывают консультации родителям (законным представителям) ребенка, дают рекомендации о прохождении повторного курса комплексной реабилитации.
3.18. По окончании курса реабилитации специалисты отделения разрабатывают рекомендации для родителей (законных представителей) детей и подростков по проведению реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
3.19. Индивидуальная программа и договор оформляются в программном комплексе «Адресная социальная помощь – Тула».
ИППСУ и договор оформляются сроком не более чем на 1 календарный год, но не более срока действия документов, на основании которых гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании.
Изменения в индивидуальную программу оформляются дополнительным соглашением в программном комплексе «Адресная социальная помощь – Тула».
3.20. Обработка ИПРА ведется в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия СК ИПРА.
4. Обязанности персонала отделения
При оказании услуг персонал отделения должен:
4.1. Проявлять к получателям социальных услуг максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психическое состояние.
4.2. Осваивать и использовать как традиционные, так и новые эффективные методы и технологии реабилитации (подтвержденные специальными разрешениями для применения, сертификатами).
4.3..Осуществлять оздоровительные, культурные мероприятия.
4.4. Осуществлять свою деятельность по реализации индивидуальных программ предоставления социальных услуг, как в отделении, так и на дому.
4.5. Информировать получателей социальных услуг отделения обо всех социальных услугах, на получение которых они имеют право, а также о контактных сведениях, по которым они могут подать жалобу на работу исполнителя.